НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 13 мая) 

14.06.2000 · Архив 2000  

Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (газета “Коммерсантъ” от 13 мая)

Третье воскресенье по Пасхе — день, в который Церковь воздает хвалу православному достоинству женщин, бывших служительницами и последовательницами Иисуса Христа.

В скорбные дни распятия и смерти Спасителя, когда ближайшие ученики и апостолы Христовы в смятении рассеялись “страха ради иудейска”, эти женщины неотлучно пребывали со своим Господом. Они предстояли Кресту Господню, они сопровождали перенесение Его всечестного тела ко гробу и присутствовали при погребении. И они же, эти женщины, с первыми лучами воскресного дня поспешили к гробнице Распятого, дабы по закону помазать тело возлюбленного Учителя благовонным миром.

Здесь, при опустевшей гробнице, жены-мироносицы были удостоены первыми узреть Воскресшего Спасителя и затем радостно свидетельствовать о том перед скорбящими Его учениками, явившись, по слову святителя Димитрия Ростовского, “как бы апостолами для апостолов”.

Так были вознаграждены великая верность и сострадательная любовь благочестивых женщин ко Иисусу Христу. Изъяснение на праздник жен-мироносиц Григория Богослова приоткрывает нам с другой стороны неисследную глубину замысла Божия о спасении рода человеческого: “Жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого воскресшего Господа услышала радостную весть: дабы чья рука растворила смертное питие, и та же самая подала чашу жизни”.

Между тем апостолы, за исключением возлюбленного Ученика Господа Иоанна, колебались между сомнением и верою, не будучи еще готовы принять в свои сердца весть о Воскресении Христовом. “И показались им слова их (женщин — М.К.) пустыми, и не поверили им”, по свидетельству евангелиста Луки.

Итак, ближайшие ученики и наперсники Сына Божия, предызвещенные Им Самим о грядущем Воскресении, лишь дивились и изумлялись необъяснимому исчезновению тела Иисуса из опечатанной и охраняемой гробницы. Тогда как жены-мироносицы, почитавшие Христа за смертного человека и потому пришедшие отдать Ему последний долг, умастив благовониями, не колеблясь, исповедали истину Воскресения “со страхом и радостию великою”. Ибо “кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”, как говорит апостол и евангелист Иоанн.

Великое преемство беззаветной любви ко Христу, восходящее к евангельским женам-мироносицам, не пресекается в мире со дня Пасхи Господней. Немногое знаем мы о первых и неложных свидетельницах Воскресения, которыми были: равноапостольная Мария Магдалина, галилеянка, исцеленная Христом от мучивших ее бесов; Мария Клеопова, сестра Матери Господа и мать апостола Иакова-младшего; Саломия, мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова-старшего; Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного, возвращенного Спасителем из сени смертной; Сусанна и Иоанна, служившие Иисусу и Его ученикам “от имений своих”. А кроме этих семи — “и иные множайшие”, не известные нам по именам. Но мы знаем о самом главном в их жизни: подвиге любви, отрицающем смерть. Известно, что бесчисленное множество женщин-христианок на протяжении двухтысячелетней истории Церкви повторили и ныне повторяют этот подвиг. Не этим ли подвигом в недавнем прошлом была сохранена вера среди нашего народа, получавшего знание о Боге от своих матерей и бабушек.

В этот истинно православный женский день мы говорим благоухающими словами апостола Павла: “Да будут украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом”.