ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II И СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО СЛУЧАЮ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО. ОТКРЫТИЕ ПРОГРАММЫ ПРАЗДНОВАНИЯ ЮБИЛЕЯ СВЯТИТЕЛЯ ИНОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА)
27.12.1997 · Архив 1997
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II И СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО СЛУЧАЮ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 18-20) Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, и все верные чада Русской Православной Церкви!
Следуя Божественному призванию (Мф. 28, 18-20), Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия неустанно исполняла и ныне продолжает свое высокое и спасительное служение благовествования Слова Божия.
Вскоре после Крещения Руси ревностными миссионерскими трудами архипастырей и пастырей, и особенно иноков наших древних обителей светом Евангельской Истины были просвещены многие народы, возраставшие в колыбели российской государственности.
В ХVIII и ХIХ веках Русская Церковь осуществляла свою спасительную миссию на необозримых пространствах Европы и Азии, дойдя до Балтийского моря и Карпатских гор на западе, Черного моря и горных вершин Памира на юге, реки Амур и Тихого океана на востоке.
На рубеже ХVIII — ХIХ веков православная русская миссия вслед за «российским Колумбом» Григорием Шелиховым (1744-95) распространилась на далекий Североамериканский континент, где трудами Валаамских иноков-миссионеров были посеяны первые семена православного вероучения.
Именно здесь, на неведомой тогда Аляске и разбросанных в просторах Тихого океана Алеутских и Командорских островах, надлежало прославиться всесвятому имени Божию через апостольское служение еще мало кому известного священника из Иркутска — Иоанна Вениаминова, ставшего впоследствии Митрополитом Московским и Коломенским, преемником на кафедре святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Филарета. Настоящим Посланием мы ныне полагаем начало празднованию в 1997 году 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, жизненный путь которого до последнего дыхания был посвящен жертвенному служению Святой Церкви. Взирая на его великий апостольский подвиг, мы воздаем славу, честь и поклонение дивному во святых Своих Спасителю Богу.
Святитель Иннокентий родился 26 августа 1797 года в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, в бедной семье пономаря местного храма, и при крещении был наречен Иоанном. Скромность происхождения и неприметность места рождения не предвещали мальчику ни высокого положения в обществе, ни славы, которыми Господь удостоил его впоследствии за подвижническую жизнь. На шестом году жизни он лишился отца и познал горечь сиротства. В 1806 году девятилетний отрок Иоанн был определен в Духовную Семинарию города Иркутска. Знаменательно, что незадолго до его приезда в Иркутск, в 1806 году, в Вознесенском монастыре этого города совершилось обретение мощей святителя Иннокентия Иркутского, имя и апостольское служение которого суждено было воспринять будущему просветителю Америки и Сибири.
На протяжении одиннадцати лет обучения в Иркутской Семинарии юный Иоанн проявил блестящие способности в усвоении глубоких основ богословия, риторики, филологии, позволившие ему позднее достичь поистине выдающихся успехов в своей просветительской деятельности. Здесь будущий великий просветитель получил столь же основательную научную подготовку, как и его прославленные предшественники по миссионерскому служению — святой равноапостольный Кирилл (+ 869), просветитель славян; святитель Стефан Пермский (+ 1396), воспитанный в традициях классической греческой образованности в Ростовском Свято-Григорьевском монастыре; святитель Иннокентий Иркутский (+ 1731), окончивший Киевскую Духовную Академию и состоявший префектом Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве.
В семинарский период жизни у будущего святителя проявились такие христианские добродетели, как смирение, безыскусная доброта и исключительное трудолюбие. Его необыкновенные успехи и примерное поведение побудили Ректора Семинарии в 1814 году присвоить ему фамилию «Вениаминов», в память скончавшегося в том году епископа Иркутского Вениамина (Багрянского), глубоко почитаемого паствой.
В 1817 году Иоанн Вениаминов окончил Семинарию и в том же году принял сан диакона, а в мае 1821 года был рукоположен во пресвитера в Иркутском Благовещенском храме, где проходили первые годы его пастырского служения. С первых лет своего священства отец Иоанн заслужил всеобщее расположение и любовь прихожан «за небывалое в Иркутске пастырское дело», частью которого были его воскресные беседы с детьми по изъяснению Святого Евангелия.
Иркутский период жизни оставил неизгладимый след в памяти Святителя. Впоследствии, совершая свое архипастырское служение, он никогда не забывал о своем церковном служении, проведенном на любимой родине. Позднее он освятил первый храм, построенный им на острове Уналашка, в честь Вознесения Господня — в память об Иркутском Вознесенско-Иннокентьевском монастыре; переименовал станицу Усть-Зейскую на Амуре в г. Благовещенск по имени Благовещенского храма, созидаемого им в воспоминание о Благовещенской церкви в Иркутске, в которой он был посвящен в священный сан.
Однако избраннику Божию было суждено совершить свое просветительское служение на поприще апостольских трудов в отдаленнейших землях и, прежде всего, в Русской Америке, где он продолжил миссию, начатую в 1794 году иноками нескольких северных русских обителей на острове Кадьяк Алеутского архипелага. В 1822 году Святейший Правительствующий Синод вынес решение о направлении из Иркутска священнослужителя-миссионера на Алеутские острова. Движимый апостольской ревностью, отец Иоанн Вениаминов явился к Преосвященному Михаилу (Бурдукову), епископу Иркутскому, и заявил о готовности принять на себя это служение. Уже в мае 1823 года 26-летний миссионер со всей семьей отправился в необычайно трудный и опасный по тому времени путь. В июне следующего года путешественники прибыли на главный остров Алеутского архипелага Уналашку. Первой заботой отца Иоанна было изучение языка местных жителей и возведение храма Вознесения Господня, который он строил своими руками вместе с островитянами, обучая их одновременно различным ремеслам. Возведенный храм был освящен им в июле 1826 года и стал центром христианского просвещения для алеутов Уналашки и окружающих островов. Подвергаясь опасностям и лишениям, пастырь на утлых челноках переплывал с острова на остров и распространял проповедь Слова Божия среди местных жителей. Ревностный миссионер сумел быстро освоить шесть наречий местных племен и для более распространенного алеутско-лисовского языка составил азбуку из славянских букв и грамматику, и перевел на него Евангелие от Матфея, катехизис и наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения. Им был создан на алеутском языке краткий курс православной догматики и нравственности «Указание пути в Царство Небесное», написанный просто и доступно. Этот курс многократно переиздавался и считается одним из лучших катехизаторских курсов и воспитательным материалом для детей и юношества. Отец Иоанн Вениаминов организовывал училища, в которых обучались грамоте до 600 мальчиков, построил больницу и сиротский дом, боролся с распространенными среди местных жителей пьянством и полигамией и почти полностью изжил эти пороки. После десяти лет пребывания отца Иоанна на острове Уналашка все жители архипелага были им крещены. С благословения епископа Иркутского Михаила, в 1829 году он совершил путешествие на Американский материк в Нушегак, и здесь проповедовал Слово Божие жителям побережья Берингова моря и крестил уверовавших.
В 1834 году отец Иоанн был переведен на остров Ситка в город Новоархангельск — центр русских владений в Северной Америке, где стал служить в соборном храме во имя Архангела Михаила. На протяжении четырех лет пребывания на этом острове он привел в спасительную ограду Церкви Христовой множество язычников из местного народа индейцев-колошей, которых до прибытия Иоанна Вениаминова никто не стремился приобщить к вере Христовой из-за их сильной приверженности к язычеству и жестокости. Несмотря на все трудности миссионерского дела, великий просветитель на всем протяжении своего 14-летнего пребывания в Русской Америке находил силы и время для фундаментального изучения быта, культуры, языков, обычаев местного населения, климата, флоры и фауны и оставил капитальные научные труды в области этнографии, географии и лингвистики, за что позднее был избран почетным членом Российского географического общества и почетным членом Московского императорского университета.
Острая необходимость обратить внимание Святейшего Правительствующего Синода на неотложные нужды миссионерской и приходской деятельности в Русской Америке побудили отца Иоанна Вениаминова предпринять поездку в Санкт-Петербург, куда он прибыл в июне 1839 года и встретил живое участие со стороны членов Синода, которых ему удается убедить принять решение об учреждении постоянной Духовной Миссии в северной части Американского континента. За миссионерские заслуги перед Русской Православной Церковью cвятителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским, он был возведен в сан протоиерея.
В Санкт-Петербурге в ноябре 1840 года отец Иоанн получает горькое известие о кончине в Иркутске его супруги Екатерины Ивановны.
Совершив паломничество в Троице-Сергиеву Лавру и к святыням Киева, по совету святителя Московского Филарета, протоиерей Иоанн 29 ноября принял монашество с именем Иннокентий в честь cвятителя Иннокентия Иркутского и на следующий день был возведен в сан архимандрита. В декабре 1840 года Святейшим Правительствующим Синодом учреждается новая епархия: Камчатско-Курильская и Алеутская с центром в городе Новоархангельске. Первым архипастырем новообразованной епархии становится Преосвященный Епископ Иннокентий (Вениаминов), хиротония которого была совершена 15 декабря 1840 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Одиннадцать лет кафедра Епископа Иннокентия находится в Новоархангельске. В это время ярко проявляется его архипастырский талант. Преосвященный предпринимает множество трудных путешествий по Камчатке и Восточной Сибири, окормляя свою паству, заботится о подготовке клира из местных жителей Аляски и Сибири, об устройстве новых духовных миссий. Отеческой добротой располагая к себе коряков, чукчей и тунгусов, он успешно распространяет среди них Слово Божие. Везде, где Преосвященный Епископ Иннокентий осуществлял свое святительское служение, Православие неуклонно росло и крепло.
В апреле 1850 года Владыка Иннокентий возводится в сан архиепископа, через два года к его епархии присоединяется обширная Якутская область. В сентябре 1853 года он прибывает в город Якутск, переводит книги Священного Писания на якутский и тунгусский языки, созидает храмы Божии, благоустраивает приходы, занимается призрением сирот. В апреле 1859 года в Троицком соборе города Якутска начинают совершаться богослужения на якутском языке. В первой половине 1857 года Преосвященный архиепископ Иннокентий совершил поездку по Якутии и Северной Америке для обозрения дальних приходов. В конце июня он был вызван в Санкт-Петербург, здесь Святейшим Синодом было одобрено предложение архиепископа Иннокентия о перенесении кафедры из Якутска на Амур и об учреждении викариатств в Новоархангельске, на острове Ситка и Якутске. Дважды, в 1860 и 1861 годах, Святитель совершил архипастырские и миссионерские путешествия по рекам Амуру и Уссури. В сентябре 1861 года в Токио произошла встреча апостола Америки и Сибири с иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим святым апостолом Японии. С апреля 1865 года архиепископ Иннокентий становится членом Святейшего Правительствующего Синода. По кончине святителя Московского Филарета, 5 января 1868 года Преосвященный Иннокентий был назначен на кафедру митрополита Московского и Коломенского и занимал ее одиннадцать лет. Вскоре по назначении на кафедру древней Российской столицы Митрополит Иннокентий учреждает Православное миссионерское общество и девять лет руководит им. «Господу угодно, — писал он, чтобы и здесь, в центре России, в летах преклонных, я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле Промысла Божия в отдаленных окраинах Отечества посвящена была моя жизнь с ранней молодости». Усилиями святителя Иннокентия миссионерская деятельность Русской Православной Церкви значительно расширилась — церковный народ научился почитать своей святой обязанностью воспомоществование делу распространения и утверждения православной веры среди язычников.
На древней Московской кафедре Митрополит Иннокентий проявлял глубокую архипастырскую мудрость и знание жизни. Святитель принимал близко к сердцу нужды московского духовенства и стремился их облегчить. Он заботился о благоустройстве духовных учебных заведений своей епархии, открыл училище иконописи и других искусств для бедных детей и сирот, преобразовал епархиальное Филаретовское училище в учебное заведение для дочерей клириков, преимущественно на получающих никаких пенсий и пособий, основал обширную Островскую богадельню, учредил пособия заштатному духовенству, их вдовам и сиротам.
Будучи священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, Митрополит Иннокентий много сил отдал благоустройству обители, обеспечил развитие ее благотворительного служения. По благословению Святителя, началось издание «Троицких листков», получивших широкую известность в верующем народе. В Святейшем Синоде он поднимал вопросы духовного совершенствования монашеской жизни в обителях. В Московской Духовной академии устроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В течение всей архипастырской деятельности Святитель вызывал любовь духовенства и паствы своей добротой, доступностью, простотой в обращении. Не оставлял Великий Просветитель и забот о Русской Православной Церкви в Северной Америке. По его инициативе Святейший Правительствующий Синод определил город Сан-Франциско местом для архиерейской кафедры. Святитель Иннокентий обращал внимание на необходимость знания духовенством английского языка и подготовки священнослужителей из местных американцев, как непременные условия укрепления Православия на Американском континенте. Почувствовав приближение своей кончины, святитель Иннокентий 27 марта 1879 года, в Великий Вторник, попросил совершить на ним Таинство Елеосвящения. 29 марта, в Великий Четверг, он приобщился Святых Таин. 31 марта, в Великую Субботу, в 2 ч. 45 мин. равноапостольный Святитель почил о Господе. 5 апреля 1879 года приснопамятный Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. На его гробнице были сделаны две надписи: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» и «Молитвами святителя Иннокентия, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Апостольская проповедь святителя Иннокентия распространялась на огромную территорию, охватывавшую Аляску и Чукотку, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Восточную Сибирь, Амурский край, Камчатку и Дальний Восток. Святитель Иннокентий просвещал светом Христовой веры алеутов, колошей, курильцев, эскимосов, кенайцев, чугачей, камчадалов, олюторцев, негидальцев, монголов, самогирцев, гольдов, гиляков, коряков, тунгусов, чукчей, якутов и китийцев. Благовестие Евангелия было главным подвигом жизни святителя Иннокентия, занимало исключительное место в его апостольском служении. Владыка обладал большим гомилетическим даром и был замечательным проповедником. Он не упускал ни одного случая для проповеди или беседы и ревностно наставлял в этом свое духовенство: «Горе тому, кто призван и не благовествует! — писал он. — В изъяснении предметов веры надобно говорить обдуманно, ясно, отчетливо, сколь возможно кратко, иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха…, говорить, что все учение Иисуса Христа заключается в том, чтобы мы покаялись, веровали в Него и имели к Нему и ко всем людям любовь бескорыстную, чистую… чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца, от избытка бо сердца уста глаголют. И потому только тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих…». Один из его современников так характеризовал личность Святителя Московского: «Высокопреосвященный Иннокентий в сонме наших православных архиереев, древних и новых, величественно обрисовывается отличительными, ему только свойственными, самобытными чертами. Выросший и подвизавшийся до семидесяти лет среди природы безыскусственной, простой и среди таких же простых детей природы, он и сам был и доступен, ласков и приветлив, прям и беспристрастен, не любил ни в чем искусственной нарядности, не любил выставлять напоказ ни свои знания, ни заслуги, а всегда держал себя просто и смиренно. Сильный природный ум свой он обогатил такими обширными и многосторонними познаниями, какими немногие обладали. Сердце его было чуждо зависти и лукавства, честолюбия и самомнения, жадности к богатству и роскоши. С самого младенчества поставленный в борьбу с суровой природой, нуждами и лишениями, он приучил себя к терпению и труду, к мужеству и стойкости, к самообладанию и находчивости, к воздержанию и довольству малым, к беспрекословной покорности святой воле Божией во всех обстоятельствах жизни. Имя его сделалось славным и почетным как у нас, так и в чужих краях. Не только всякий русский, ревнующий о чести и славе своего отечества, но и всякий образованный человек, кто только уважает науку и человечество, почтительно преклоняется пред величавою личностью нашего Камчатского и Алеутского апостола». Память и почитание в церковном сознании приснопамятного святителя Иннокентия, как истинного угодника Божия и апостола находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан как в пределах Российских, так и на Американском континенте, привели к рассмотрению Русской Православной Церковью вопроса о прославлении в лике святых Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, как ревностного апостола Православия, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и преданной любви к Богу и людям, служителя Святой Церкви. По тщательном изучении этого вопроса Синодальной комиссией по вопросам христианского единства, 6 октября 1977 года Священный Синод, воздав хвалу и славу Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудеваемую милость Своей Церкви, определил: приснопамятного Митрополита Иннокентия, святителя Московского, апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатью Божиею прославленных. Священный Синод установил совершать память иже во святых отца нашего Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, дважды в год — 31 марта (13 апреля нов. ст.), в день его блаженной кончины, и 23 сентября (6 октября нов. ст.), в день прославления, и вписать его имя в церковный месяцеслов. 13 октября 1994 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, православный народ сподобился великой милости Божией — в Троице-Сергиевой Лавре совершилось торжественное обретение честных мощей святителя Иннокентия. Торжеством празднования 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Иннокентия Московского и Коломенского ознаменован новый 1997 год. Радуется земля Иркутская, возрастившая великого проповедника Святого Евангелия. Торжествует Православная Америка, прославляющая своего Апостола и Святителя. Веселится необъятная земля Сибирская, имеющая святителя Иннокентия своим небесным покровителем. Светло красуется и славнейший град Москва, озаренный небесным светом звезды, с востока пришедшей. Радуется и древняя обитель Сергиева, имеющая под своим кровом драгоценное сокровище — святые мощи святителя Иннокентия. Притча Спасителя о сеятеле, зерна которого упали в добрую землю и принесли плод во сто крат (Мф. 13, 3-8), нашла свое воплощение в апостольском подвиге святителя Иннокентия. Зерна веры, посеянные им в душах десятков тысяч чад Божиих из многих племен и народов на просторах Аляски и северных островов Тихого океана, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продолжают давать свои благодатные всходы и до сего дня. Девять епархий в Сибири и на Дальнем востоке обнимают ныне обширнейшую территорию, коренные народы которой были оглашены Словом Божиим равноапостольным святителем Иннокентием. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 10 октября 1996 года рассмотрел и принял предложенную Юбилейной комиссией программу празднования 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. Посвященные этому событию торжества будут проходить во всех епархиях, городах, обителях и храмах, и особенно в тех, которые были связаны с миссионерской и архипастырской деятельностью святителя Иннокентия. Решением Священного Синода в программе празднования предусматривается: совершение праздничных богослужений, крестных ходов, освящение и закладка храмов и часовен, осуществление наименований в честь Святителя улиц и площадей, проведение научно-богословских конференций и семинаров, открытие юбилейных выставок, создание фильмов, издание жития и трудов святителя Иннокентия. Юбилейные празднования в честь святителя Иннокентия будут совместно проводиться как Русской Православной Церковью, так и Православной Церковью в Америке. Возлюбленные! В наши дни духовное наследие великого просветителя Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия имеет для Русской Православной Церкви особо насущное значение. Стоящая ныне перед Полнотой Церкви священная задача духовного возрождения многих исторически православных народов настойчиво требует безотлагательного восстановления в Церкви дееспособной системы христианской миссии и евангельского просвещения. Исполнению этой труднейшей задачи будет успешно содействовать обращение к исключительному миссионерскому опыту святителя Иннокентия. Пути и средства скорейшего возрождения в нашей Церкви православного миссионерства во всей его полноте и силе были предметом всестороннего обсуждения на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в ноябре-декабре 1994 года. Определение Собора «О православной миссии в современном мире» опирается на опыт прошлого и прокладывает пути к организации полноценной миссионерской деятельности в весьма сложных для этого условиях нашего времени. Претворяя в жизнь решения Архиерейского Собора, Священный Синод учредил Миссионерский отдел, усилиями которого была образована Миссионерская Семинария в г. Белгороде, где в ноябре 1996 года был проведен Первый Миссионерский Съезд Русской Православной Церкви, первый после многих десятилетий вынужденного перерыва нормального миссионерского служения. Мы верим, что это окажет самое благотворное влияние на процесс возрождения в нашей Церкви ее миссионерского служения во всей его полноте. Сегодня, когда мы ищем пути возрождения миссии Русской Православной Церкви, образ святителя Иннокентия встает перед нашим духовным взором как пример человека, который был «служителем Иисуса Христа у язычников» (Рим. 15, 16), истинным апостолом, отдавшим всю свою жизнь делу проповеди Христа и Евангелия. Опыт этого великого апостола-просветителя убедительно свидетельствует, что миссия Церкви имеет успех только тогда, когда в основу ее положены принципы уважения ко всякому народу и его культуре, ко всякой человеческой личности. Церковное свидетельство так же не должно прерываться во время смены общественных формаций, глубоких социальных перемен, призывая к согласию и примирению. Апостольская ревность, глубокое смирение, пламенная любовь к людям, безграничная преданность делу проповеди Евангелия, верность Православной Церкви — вот те качества святителя Иннокентия, к приобретению которых каждый из нас должен стремиться, если мы хотим, чтобы миссия нашей Церкви в современном мире была успешной. Проповедь христианства — «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4). Подвиг миссионерской и архипастырской жизни святителя Иннокентия показывает нам, какова должна быть глубина и сила веры проповедника. Сам святитель Иннокентий любил говорить, что «от Господа исправляются стопы человека», и все мы служим орудиями Благодати Божией. Мы верим, что слова Христа Спасителя обращены к каждому человеку, вне зависимости от того, где он живет и к какой национальности, какому народу принадлежит. Его слова об одном — о царствии Небесном, о покаянии и пути в это царство. Святитель Иннокентий писал, обращаясь к тунгусам: «Не бойтесь и не страшитесь идти за Господом Иисусом Христом. Он — сильный Помощник; идите за Ним, поспешайте и не медлите, идите, пока еще не затворены для вас двери Царства Небесного, и Отец ваш Небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первой одеждой и введет в Чертог Свой». Эти слова, написанные в прошлом веке при свете коптилки в чуме, могут быть обращены к любой аудитории и в любое время. С особой теплотой и радостью мы хотим приветствовать ныне Преосвященных архипастырей и пастырей, которым промыслом Божиим выпало нести свое миссионерское служение в местах проповеди святителя Иннокентия. Вам — особым наследникам дела святителя Иннокентия — приходится поднимать на свои плечи нелегкое, но благодарное и благодатное дело миссионерского служения, приводя в ограду церковную людей, забывших Христа или не слышавших доселе о Спасителе мира. Знаменательно, что происходящее возрождение миссии Русской Православной Церкви ознаменовано церковным празднованием 200-летия со дня рождения выдающегося русского иерарха-миссионера, апостола Америки и Сибири, святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Его благословенным вдохновляющим примером мы укрепляемся, в нем почерпаем бесценный опыт просветительского служения, в нем обретаем веру в грядущее духовное возрождение нашего народа, в нем найдет каждый из нас свой путь служению во благо Матери — Православной Церкви и во спасение своей бессмертной души. Божие благословение и святые молитвы святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, да пребывают со всеми вами в этом юбилейном году!
С любовью о Господе Патриарх Московский и всея Руси + Алексий Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины + Владимир Митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский + Владимир Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий + Филарет Митрополит Крутицкий и Коломенский + Ювеналий Председатель Отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский + Кирилл Митрополит Нижегородский и Арзамасский + Николай Архиепископ Ростовский и Новочеркасский + Пантелеимон Архиепископ Владимирский и Суздальский + Евлогий Епископ Якутский и Ленский + Герман Епископ Вологодский и Великоустюжский + Максимилиан Епископ Йошкар-Олинский и Марийский + Иоанн Управляющий делами Московской Патриархии Архиепископ Солнечногорский + Сергий
27 декабря 1996 г. г. Москва